Антисемитизм

Развитие антисемитизм «Привислянского края» расширился до всероссийских масштабов, когда Санкт-Петербург в 1881 г. заявил, что убитый Александр II пал жертвой еврейского заговора. Еще в 1879 г. в Калише вновь было выдвинуто старое обвинение в ритуальных убийствах, за которым последовал погром. В 1881 г. в Варшаве ненависть к еврейским торговцам привела к таким же зверствам, поощряемым призывами к мести со стороны русского министра внутренних дел Н. П. Игнатьева. За этим 3 мая 1882 г. последовали печально известные «временные правила» для евреев в России, а потом, в 1888 г., решения комиссии Палена, изгнавшие всех евреев из деревень, что привело к укреплению системы гетто на всех литовско-русинских территориях и к ряду погромов на Правобережной Украине. Еще не достигнув вершин 1903 г., польский антисемитизм активизировался в 1880—1900 гг., так же как русский, украинский, литовский. Эта зараза распространилась и на Галицию. Кстати, даже столь респектабельные писатели, как поляки Б. Прус и А. Свентоховский, не чурались разгромных статей, не говоря уже о желтых листках, призывавших к бойкоту еврейских магазинов, и об оскорблениях со стороны национал-демократической прессы 1890-х гг. Р. Дмовский еще до расистских нападок в своих «Мыслях современного поляка» (Краков, 1904) укреплял в читателях «Всепольского обозрения» (Przegld wszechpolski) неприятие евреев всей кожей.
Если учесть перенаселенность городов, вызванную официальной политикой, и удручающую бедность промышленных центров, где хозяева-христиане — поляки, но часто также и немцы в окрестностях Лодзи — отказывали в работе еврейским рабочим, чтобы вынудить их соглашаться на смехотворную зарплату, если учесть рост населения штетлей, связанный с демографическим бумом, можно понять, насколько угнетенным было положение евреев в Восточной Европе в конце XIX в., и удивиться, что эти пять миллионов человек не устроили взрыва. На заре X X в. все решения существовали в зачаточной форме. Подавляющее большинство, традиционалисты, талмудисты или хасиды, пассивно выжидали. Несколько сот тысяч, не выдержав, эмигрировали в США, Южную Африку, Лондон те немногие провинции Российской империи, где им еще разрешалось селиться, — в область Одессы. Наконец, наряду с революционной, наметились еще две тенденции, представители которых тоже начали искать политическое решение. В Вильно в 1897 г. в связи с прошедшим в 1896 г. съездом Социалистического интернационала в Лондоне был создан Бунд, еврейская социалистическая партия, которая после 1900 г. станет требовать национальных прав от русских, польских или литовских социал-демократов, мало склонных учитывать такие различия. Будущего второй тенденции не мог предвидеть никто. Из мечтателей, воображавших «колониальное» еврейское государство, которое бы находилось в необитаемом месте, за морями, в Варшаве и Кракове сложилась группа «Любителей Сиона» («Хиббат Цион»), которая в 1897 г. додумалась до сионистской идеи: надо «вернуться» на землю Израиля, в Палестину, чтобы выбраться из запутанного переплетения соперничеств и нетерпимости в Центрально-Восточной Европе. Этот проект нашел довольно скудную финансовую поддержку в Вене, и его удалось обнародовать через посредство издания «Ха-Маггид» (Предсказатель), выходившего в Кракове. Еще никто не знал, что «еврейский вопрос» в X X в. обернется трагедией, но его острота в Центрально-Восточной Европе уже предвещала недоброе. Мягкая мебель в Молдове всегда доступна в румыноязычном разделе mobila moale chisinau

Изменено 30.11.1999 04:00

События, праздники

No current events.