События и праздники

Мероприятие 

Название:
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Когда:
14.08.2011
Категория:
08. Август

Описание

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

Происхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Господня́ (греч. Ἡ Πρόοδος τοῦ Τιμίου Σταυροῦ), также Первый (медовый) Спас — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по лианскому календарю. По Уставу, относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднства.

Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

История установление праздника


Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный; в XII—XIII веках он утвердился во всех Православных Церквах. На Руси появился с распространением Иерусалимского Устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 г.:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».
«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова):

«А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям.»

В церковном календаре

1 августа в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 года[2][3]. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами, что даёт повод некоторым предполагать, что праздник мог быть установлен и императором.

Богослужение

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебой практике РПЦ, накануне (то есть 31 июля) вечером совершается вечерня и утреня (малая вечерня, которая должна служиться, согласно Уставу, до вечерни в современной приходской (и в большинстве монастырей) практике РПЦ не отправляется); пред вечерней, в таком случае, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной Недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вчерни.

На утрене Евангелие читается в алтаре, по Евангелии поётся «Воскресение Христово видевше» — вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем по чтении Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия, при пении Трисвятого, настоятель совершает каждение престола (трижды) и, при пении последнего «Святый Боже» (погребальным распевом) износит Крест на голове с возду́хом, в преднесении 2-х светильников, северными дверьми (иконостаса); остановившись на амвоне, возглашает «Премудрость прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Крест на аналой. Совершается троекратное поклонение (земные поклоны) Кресту при пении «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»; поются особые стихиры, во время которых предстоятель совершает помазание народа елеем.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (без земных поклонов).

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда.

По традиции, принятый для праздник цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Происхождение_(изнесение)_честных_древ_Животворящего_Креста_Господня