28.01.2015 00:13

Где справедливость? «Аэрофлот» просит правительство не помогать Utair

Как сообщил аналитический портал «Эксперт ONLINE», лидеры авиационного рынка страны «Аэрофлот» и S-7 предложили отказаться от господдержки их конкурента – авиаперевозчика «ЮТейр». И это в то время, когда крупнейшие кредиторы и правительство пытаются найти выход не только для спасения компании, но и для стабилизации всей авиационной отрасли. Понятно, что кризис затронул всех участников рынка, однако вся отрасль может прийти к стагнации в случае разорения  всего одной системообразующей компании.

Ранее за поддержкой государства обратились две из пяти крупнейших компаний-авиаперевозчиков – «Трансаэро» и «ЮТейр». Если эти системообразующие авиакомпании уйдут с рынка, все оказанные государством меры поддержки будут обесценены. «Трансаэро» уже получил от правительства госгарантии для получения от ВТБ кредита в 9 млрд рублей. Но вот аналогичная просьба «ЮТейр» вызвала достаточно бурную реакцию со стороны «Аэрофлота» и S-7.

Руководители авиакомпаний обратились к вице-премьеру Игорю Шувалову с письмом, где сообщили, что, по их мнению, «ЮТейр» вела бизнес неэффективно, проводя политику бессистемной экспансии. Они акцентировали внимание на проявлении своей заботы о развитии отрасли, предложив правительству некоторые меры для разрешения возможных проблем в случае ухода некоторых авиакомпаний с рынка. Стоит заметить, что ранее авиакомпании не позволяли себе такой открытой демонстративности в отношении конкурентов, испытывающих трудности. Заявление «Аэрофлота» и S-7 говорит о желании потопить конкурентную компанию и забрать ее пассажиров.

На самом деле в 2014 году практически все компании оказались в трудном положении, но особенно «ЮТейр», которая активно наращивала парк самолетов. Однако сейчас авиаперевозчик делает все возможное, избавляясь от убыточных маршрутов и ненужных активов, чтобы сократить издержки и максимально быстро рассчитаться с долгами перед банками. К слову сказать, «Аэрофлот» и S-7 тоже не могут похвастаться хорошими финансовыми достижениями. «Аэрофлот» завершил год, имея убыток за 9 месяцев в 3 млрд 563 млн рублей и рост долговых обязательств. А S-7 все еще оправляется после технического дефолта 2009 года.

Однако S-7 и «Аэрофлот» заявляют, что точечная поддержка отдельных компаний авиационной отрасли – не рыночный инструмент. Вместе с тем «Аэрофлот», имея серьезную подушку безопасности в виде «роялти», которые он получает от иностранных компаний за пролеты над Россией, не исключает, что ему может понадобиться господдержка.

В такой ситуации, считают эксперты, авиаперевозчики «ЮТейр» и «Трансаэро» должны представить правительству последовательный и четкий план по выходу из кризиса. При помощи госгарантий, возможно, удастся сохранить компании, а, значит, уберечь отрасль от отсутствия конкуренции и высоких цен, от чего, безусловно, выиграют пассажиры и вся отрасль в целом.

Изменено 30.11.1999 04:00
Вассияров Леонид

Вассияров Леонид

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript