Страница 53

Когда ребята вошли в кузницу, их оглушил лязг железа, звон наковален, поразили белые огни в горнах. Запах горелого железа приятно щекотал в носу. Ребята не думали, что железо может пахнуть.

Рабочие почтительно здоровались с дедом и шутливо спрашивали:

— Подмогу привел, дед Кузя? Давай, давай!

— Ты бы так же ловко кувалдой махал, как языком,— не оставался в долгу дед и, подталкивая оробевших ребят, говорил: — Вы, юнги, не смотрите, что они на чертей похожи, души у них добрые.

В слесарном цехе резко пахло маслами. Ребята стали прикрывать ладонями носы.

— Это Нуникянов колдует. Мастер — у-у-х! Всю дорогу снабжает напильниками,— указал дед на мрачного человека, похожего на бабу-ягу, который сидел на корточках У трехъярусной печки.

Окутанный желтым дымом, он преспокойно делал свое дело, не обращая внимания на проходивших мимо рабочих, которые незлобиво чертыхались:

— Опять закадил!

— В преисподню бы тебя, Нуникянов!

— Как тебя только домой пускают?

А тот лишь молча улыбался, открывая ровный белый ряд зубов, продолжая ловко орудовать длинными тощими руками. Они мельтешили перед глазами ребят, как руки фокусника. В одну печку, где бушевал огонь, как в топке паровоза, мастер рядком клал еще не закаленные напильники. Взяв через некоторое время отсюда белый, как свечка, напильник, Нуникянов опускал его в ведро с маслом. Масло вокруг напильника кипело и сладковато дымило. Пошептав что-то, Нуникянов вынимал посиневший напильник и аккуратно клал его во вторую печь, где огонь белел так, что темнело в глазах.

Позже узнали ребята, что такую высокую и ровную температуру мог поддерживать в Маленькой печи только Нуникянов. Закалять зубила, рубить холодный рельс лучше Нуникянова никто не мог. Опасные бритвы, изготовленные им, брили лучше фабричных, Нуникянов, как никто другой, умел закалять стали разных марок. У него учились многие, но ни один из учеников не смог стать таким мастером. Даже печку трехъярусную называют нуникяновской: сложили ее по его чертежам.

Вот и сейчас Нуникянов «подбелил» во втором ярусе печки напильники, потом начал катать их в ящике с костяными стружками и битым стеклом. Густой, ядовито-желтый дым снова окутал мастера. Рабочие опять заворчали. Ребята же смотрели увлеченно, хотя першило в горле и резало глаза.

Просмотры: 307
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy