Страница 24

Козел мгновение еще рассматривал незваного гостя и вдруг, чего не случалось раньше с ним, встал на дыбы, выгнул шею дугой, готовый к сокрушительному прыжку, Мальчишка побледнел, осекся на полуслове. Казалось, таран Тайфуна уже ничем нельзя приостановить.

— Тайфун! Ошалел, что ли! Добра не понимаешь!— внезапно крикнул за спиной конюх.

Копыта Тайфуна опустились рядом с намеченной жертвой. Козел круто повернулся, заблеял и пошел в угол. Дед Кузя добродушно бурчал вслед:

— Эко ты какой характерный!—и, взяв из рук оторопело стоявшего Джамиля хлеб, пошел к Тайфуну.— На, угощайся. Это он принес.

Козел послушно, точно собака, осторожно взял губами из рук конюха черствый кусок хлеба. А дед продолжал тихо выговаривать Тайфуну и почесывал его за ухом,

Джамиль смотрел и не верил своим глазам. Тайфун, которого боялся весь Тайшет, теперь стоял перед дедом Кузей, как самый кроткий теленок.

Когда вышли из загона, Джамиль окончательно пришел в себя и огорченно сказал:

— Зря, дед Кузя, я похвастал перед Гогой. Не получится у меня, дружбы с Тайфуном.-—И тут же спросил:— А почему он тебя боится? Вот бы мне так!

— Я же говорил тебе — каждая животина ласку любит, доброе отношение. Но и строгость нужна, я те скажу, прямо-таки обязательно.

Много интересного и поучительного рассказал в тот день старый конюх своему юному помощнику. Правда, это больше касалась его жизни и, как он выражался, неказистой, но и не последней на земле должности. Джамиль узнал главное — жить надо честно. Дед Кузя понимал это так: уважай людей, будь щедрым душой, цени и береги дружбу, люби дом, Родину, даже в самые тяжкие испытания. Родина, она, как мать — одна, и пожурит — жалеючи, поласкает — ругаючи. И всегда от сердца. И важно понять это.

Джамиль знает деда Кузю с того дня, как начал помнить себя. И почему-то твердо был уверен, что старый конюх всегда был таким добрым лесовиком и всегда возле лошадей. А вот сегодня узнал, что дед Кузя, Кузьма Матвеевич Белогривый, служил комендором на легендарной ка-

нонерской лодке «Кореец», участвовал в морских сражениях в 1905 году.

— Крепко вспыпали тогда нам самураи,— вспоминал дед Кузя.— Орудия у них дальше наших били, кораблей, считан, в три раза больше наших и ход лучше. Японские снаряды крушат все надстройки на верхней палубе, а наши плюх, плюх у бортов в воду, как в кино. Царь-то — чтоб камбала ему на том свете поперек горла встала! — больше пил да гулял с дамами, крови матросской не жалел. Но российский матрос, юнга, выстоял. Хотели самураи в плен взять нас, ох как хотели! Да кукиш только и видели, забыли , кем дело-то имеют! Потом говорили, японский адмирал от ярости два дня не ел, не пил, никого видеть не хотел! Во как мы ему насолили!.. Тогда геройство русских моряков на века записали...

Просмотры: 329
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy