05.05.2016 09:23

«Закон Магнитского» - проплаченное алиби Браудера

Как удалось выяснить гражданским активистам в результате проведенного расследования, принятый в США «Закон Магнитского» стал результатом использования проплаченных лоббистских схем и манипулирования общественным мнением, пишет ИА «Национальные Интересы». В центре процесса оказался скандально известный юрист Уильям Браудер, который потратил сотни тысяч долларов на подкуп конгрессменов в США и на манипулирование оппозиционными деятелями в России. Отдельной статьей расходов стали публикации в СМИ и проведение разного рода конференций и других публичных мероприятий в поддержку Акта. На сайте Белого Дома уже появилась петиция, в которой сказано, что «Акт Магнитского дискредитирует законодательную власть США и поэтому он должен быть отменен». За несколько дней ее подписали свыше 50 тыс. человек.

Разоблачение проплаченного характера широко распиаренного «Закона Магнитского» происходит на фоне откровенного саботажа, устроенного Уильямом Браудером и его юристами в отношении первого и пока единственного судебного процесса в США, в котором его ключевые тезисы и посылы должны пройти проверку де-юре. В январе 2016 года под давлением Браудера окружной суд Нью-Йорка в очередной раз на неопределенный срок отложил слушания по т.н. «делу Кацыва» - иска против группы компаний Prevezon Holdings российского предпринимателя Дениса Кацыва, который является сыном вице-президента РЖД и бывшего министра транспорта Московской области Петра Кацыва.

Фильм Евгения Попова «Эффект Браудера» крайне раззадорил представителей либеральной общественности. Приведенные доказательства они принимать отказываются и утверждают, что Браудер — не агент спецслужб, а борется за правду, и именно поэтому болеет душой за акт Магнитского. Однако, совершенно иные цифры и факты приводятся в сюжете программы «Вести», основанном на независимом журналистском расследовании.

Платеж – 7393 доллара 50 центов. Предмет договора – "Вопросы России". Заинтересованная сторона — фонд Hermitage Capital, требующий прозрачности в отношениях с Москвой. Следующий документ. Цели и заказчик те же. Но сумма другая — десять тысяч. Наконец — третья квитанция. На 30 тысяч долларов. За что? Черным по белому — "Закон Магнитского".

«Политический лоббизм очень широко распространен. Там существует разветвленное законодательство на эту тему. Существует масса лоббистских компаний, лоббистских контор, которые этим занимаются профессионально. Как правило, они заключают договоры с клиентами. А затем выходят на те или иные парламентские структуры, поскольку в Конгрессе Соединенных Штатов конгрессмены делятся не только по комитетам профильным, но также по различным группам интересов»,- говорит профессор, доктор политических наук Олег Барабанов.

В случае с Законом Магнитского его промоушеном в верхах, судя по документам, занимались две компании. Первая — это "Эшкрофт Груп", созданная и подконтрольная бывшему генеральному прокурору США. Вторая — APCO Worldwide. В квитанции также — имя посредника. Марджери Краус.

«Она интересна тем, что, если говорить, опять-таки, о связях мистера Браудера с российской политической оппозицией, то там фигурирует Институт современной России, ИСР, который возглавляется Павлом Ходорковским. Вот эта госпожа Краус, фирме которой Браудер лично платил, является одновременно членом попечительского совета этого Фонда ИСР, Фонда, который возглавляется Павлом Ходорковским. И мало того. По данным российских средств массовой информации, в частности, газеты "Ведомости", это тоже опубликовано, — она является официальным зарегистрированным лоббистом группы "МЕНАТЕП" в Вашингтоне», — рассказывает социолог Илья Ухов.

Суммируя цифры из обнаруженных в открытом доступе документов, получается, что всего за столь дорогой ему закон Магнитского Уильям Браудер заплатил сто тысяч долларов. Впрочем, это — только официально.

«То, что вменяется господину Браудеру сейчас, — это как раз формальная часть. То есть то, за что он официально отчитался. Более 100 тысяч. А есть еще масса неформальных частей. Туда входят, в частности, источники в Госдепартаменте. Некоторые называют Нуланд и ее мужа, который является одним из таких мозговых центров именно в республиканской составляющей, основными двигателями этого процесса. Поэтому это только та часть, которую удалось засветить. На самом деле, она намного больше», — говорит политолог Дмитрий Абзалов.

О том, что Акт Магнитского служит интересам лоббистских групп, еще в 2012 году говорил американский историк Стивен Коэн. «Вокруг закона Магнитского пышным цветом расцветут лоббистские группы и всевозможные интриги. Одна из самых очевидных лоббистских структур – группа Михаила Ходорковского. Олигархические кланы, элитные междусобойчики будут использовать лоббирование для сведения счетов и подставы конкурентов. Достаточно иметь влиятельное ушко для нашептывания, и позиции конкурента могут серьезно пошатнуться», — сказал он.

Так и случилось. В самой первой редакции закона — список тех, кого в Hermitage Capital называли виновными в смерти Сергея Магнитского. Получается, Браудер примитивно сводил счеты с помощью проплаченного им документа. Но у бизнесмена в этой истории есть, похоже, и другой интерес. Судя по материалам дела, именно Браудеру больше других была выгодна смерть в СИЗО его бухгалтера Магнитского. Который готов был сотрудничать со следствием. Раскрыв карты одним и спутав их другим. Заставить его молчать, а потом превратить в икону, — хитрый ход, - резюмируют «Вести».

«Хитрость» Браудера, однако, может сыграть с ним злую шутку. «Закон Магнитского» с учетом истинной подоплеки его принятия как и любая пропагандистская «пустышка» легко покажет свою истинную суть при первой же попытке использования его тезисов в суде. И такой процесс рано или поздно должен состояться: это ожидаемое рассмотрение американским судом т.н. «дела Prevezon», - группы компаний, принадлежащих российскому предпринимателю Денису Кацыву (отец - вице-президент РЖД Петр Кацыв). Начавшись с заявления Браудера в американскую прокуратуру в 2013 году, к декабрю 2015 года эта история приобрела очень неприятные для заявителя очертания. Возникли подозрения, что как минимум частью своих заявлений Браудер дезориентировал американское правосудие и пытался использовать его в своих интересах. Одно дело, когда об этом

сообщают российские СМИ, которые легко можно объявить «пропагандистскими». И совсем другое дело, когда соответствующие обвинения звучат уже в самих США.

На протяжении нескольких лет Браудер уклонялся от вызовов на допрос по «делу Кацыва». Защита Кацыва, в свою очередь, пообещала раскрыть в суде известные ей факты о деятельности Браудера в России и в США, в огласке которых юрист оказался явно не заинтересован. В итоге, с одной стороны, Баудер прилагает все усилия для того, чтобы сорвать процесс в Нью-Йорке (или как минимум исключить из него ключевых защитников Дениса Кацыва), а с другой развивает невиданную активность по поиску запасных аэродромов.

Потенциальные проблемы связанные с судом против Дениса Кацыва в Нью-Йорке оказались настолько серьёзными, что Браудер даже поменял американское гражданство на подданство Великобритании (в этом ему поспособствовала супруга - подданная Соединенного Королевства). Британский паспорт уже сейчас помогает Баудеру уклоняться от прямого общения с судебными властями США. А на случай, если процесс по делу Кацыва в Нью-Йорке пройдет по неблагоприятному для Браудеру сценарию, он всегда сможет укрыться в Лондоне.

Изменено 30.11.1999 04:00
Вассияров Леонид

Вассияров Леонид

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript